вторник, 31 октября 2017 г.

Выступление исполняющего обязанности начальника 
на пленарном заседании регионального этапа 
XXVI Международных Рождественских образовательных чтений


Ваше Высокопреосвященство!
Уважаемые участники Образовательных чтений!

Сегодня на Ивановской земле в этом зале в седьмой раз собрались вместе представители Русской Православной Церкви, педагоги, медицинские и социальные работники региона, чтобы обсудить важнейшие вопросы жизни современного общества, проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, от которых зависит будущее региона, страны, человечества.

О.Г.Антонова

Тема нашего форума близка всем работникам системы образования и напрямую связана с проблемой воспитания личности. Я позволю себе сегодня не раз обратиться и к народной мудрости, и к отечественным классикам литературы, которых всегда волновала  тема нравственного воспитания человека. Активный защитник культуры, пропагандист нравственности и духовности Д.С. Лихачев писал: «Воспитание – это, в первую очередь, прививка нравственности и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере». Лихачев рассматривал процесс воспитания и образования как приобщение человека к культурным ценностям и культуре родного народа и человечества.

Что такое национальная базисная культура народа? Это подвиги русских богатырей, обычаи предков, бережно передававшиеся из поколения в поколение, патриотические подвиги героев Отечества,  памятники письменности, архитектуры, иконописи, родная речь, русская литература, пронизанные библейским видением и пониманием мира и человека. Вот именно из этой национальной культуры и произрастает система национальных ценностей, которые формируют как личность, так и общество.

Российская система образования живет в условиях постоянных перемен. Она учитывает запросы общества, отвечает на вызовы времени и, работая на перспективу, решает сложные задачи. В области образования многое удалось сделать за последнее 10-летие. Национальный проект «Образование» и федеральный проект модернизации общего образования позволили значительно улучшить школьную инфраструктуру. Создано единое информационное пространство. Все школы имеют возможность выхода в Интернет. 100% школьников из числа детей-инвалидов, не имеющих медицинских противопоказаний  и желающих обучаться дистанционно, получают образование в дистанционной форме. В 20% общеобразовательных организаций Ивановской области создана универсальная безбарьерная среда.

Информационные потребности обучающихся обеспечивает единое открытое информационно-образовательное пространство, оно стимулирует и деятельность учителя. Педагоги Ивановской области активно работают в информационном образовательном пространстве: создают сетевые сообщества, участвуют в формировании коллекции региональных образовательных ресурсов, открывают в сети собственные сайты.

Несмотря на активную информатизацию современного образования, во все времена непререкаемым приоритетом в образовании было и остается воспитание личности ребенка, и эта работа зависит от личности педагога и понимания им важности формирования «культуры человеческого достоинства». Именно педагог,  каждый день общаясь с детьми, на практике реализовывает цели и задачи образования, выстраивает новое содержание образования и индивидуальные воспитательные маршруты, формирует личность каждого своего ученика и воспитанника. Педагог является центральной фигурой нравственных отношений. 

Только позитивные педагоги, имеющие твердую нравственную позицию, ту самую прививку нравственности, о которой говорил Д.Лихачев, могут воспитать нравственную личность, способную созидать и творить. Именно о таких педагогах для своих детей мечтают родители, которые прекрасно понимают роль учителя в воспитании ребенка и нуждаются в помощи педагогов. Подтверждением этих слов является родительское мнение. Позвольте представить вам короткий фрагмент из фильма «Слово об учителе». С таким названием ежегодно в Ивановской области проходит акция накануне Дня учителя, в ходе которой школьники, родители, просто прохожие могут обратиться к педагогам.

Миссия воспитания личности – это важнейший запрос школе от родителей, государства и общественных институтов. Президент Российской Федерации В.В. Путин ставит перед педагогами двуединую  задачу: «Давать знания и воспитывать нравственного человека». Воспитание через обучение является одним из профессиональных инструментов педагога. Мы уже не раз говорили с этой трибуны, что в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования каждой школой разрабатывается программа духовно-нравственного воспитания.

В отдельную предметную область учебного плана вынесены учебные предметы «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».  Оба учебных курса направлены на формирование у учащихся нравственных установок, принятие национальных ценностей, воспитание уважения к ценностям семьи и общества. Отрадно, что интерес к изучению обоих курсов у наших школьников не снижается.

Одной из задач, которая стоит перед педагогами в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики», является формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению и готовности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

В области 364 педагога преподают курс ОРКСЭ. В 2017 году 65 учителей прошли повторное обучение на курсах повышения квалификации.  Хочу поблагодарить священнослужителей Ивановской Митрополии за активное участие в подготовке педагогов в рамках курсов повышения квалификации по модулю  «Основы православной культуры». Успешно работают на курсах  руководитель Епархиального Миссионерского отдела игумен Виталий (Уткин), руководитель отдела образования и катехизации Кинешемской епархии священноинок Александр (Завьялов) и другие.

В текущем учебном году увеличилось общее число четвероклассников,  изучающих курс данный курс - это 9 738 школьников  из 452 четвертых классов (2016 – 432 класса), а также  на 16,5% выросло число школьников, выбравших модуль «Основы православной культуры». Уже в конце прошлого учебного года началась работа по  выбору модулей курса родителями учащихся: на родительских собраниях организованы презентации программ модулей курса, индивидуальные консультации, проведены встречи родителей со священнослужителями. В текущем учебном году доля четвероклассников, изучающих «Основы православной культуры», составила 71,5% (в 2016-17 учебном году - 55%). Среднероссийский показатель по модулю «Основы православной культуры» – 32,9% школьников. Ивановская область превышает данный показатель выбора модуля среди соседних регионов,  а по стране – на 38,6%. Это результат активной работы с родителями и педагогами  представителей русской Православной церкви и лично митрополита Иосифа.

Если обратиться к показателям выбора модуля, то в 2017-2018 учебном году 100% школьников изучают модуль ОПК в 6 муниципалитетах:  Верхнеландеховский, Заволжский, Кинешемский, Лухский, Тейковский Юрьевецкий муниципальные районы. В прошлом учебном году таких районов было 3. Высокий процент выбора модуля ОПК -  более 90%  - в Пестяковском, Родниковском, Шуйском, Южском муниципальных районах, более 80% - в г.о. Вичуга, Тейкове,  Фурмановском, Комсомольском и Лежневском муниципальных районах. На 17,34% выросло количество школьников г.о. Иваново, которые выбрали модуль «Основы православной культуры». Это 2 578 человек четвероклассников (65,34%), в 2016 году модуль изучали 1766 человек (48%). 

Еще один культурологический курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в текущем учебном году изучают более 9 тысяч  пятиклассников. О чем размышляют школьники и педагоги на уроках?

О добре и зле. О семейных православных праздниках Петра и Февронии, почитающихся покровителями семейного благополучия; о семейном празднике Покрова (Покров Пресвятой Богородицы).

Продолжая фразу «Человек работает для того, чтобы…», учащиеся говорят о трудолюбии как об одном из важнейших нравственных качеств человека.

Изучая тему «Как сохранить духовные ценности», школьники знакомятся с музеями, храмами  Ивановской области.

В большинстве школ курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается как самостоятельный предмет образовательной области, однако, есть и другой опыт. В школах Вичугского муниципального района этот курс изучается  в рамках интегрированного знания в программах других предметов – литературы, всеобщей истории. В Юрьевецком муниципальном районе во внеурочной деятельности разработан курс «Святыни Отечества».

Напомню, что традиционно, у же в течение 7 лет, школьники региона участвуют в общероссийской  олимпиаде школьников по Основам православной культуры. Олимпиада проводится Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. Наиболее активное участие в олимпиаде принимают школьники Кинешмы и Кинешемского района,  включая ребят Православной школы во имя Святого князя Александра Невского г. Кинешма. Жаль, что это единственные участники из числа православных школ. В связи с тем, что предлагаемые разработчиками олимпиады задания сложны и часто требуют специальной подготовки, мы хотим  пригласить к участию в олимпиаде воспитанников всех православных школ Ивановской области. 

С удовлетворением хочу отметить, что  в Министерстве образования и науки Российской Федерации рассматривается вопрос о возвращении курса «Нравственные основы семейной жизни» в учебные планы школ. Напомним, что в Ивановской области уже с 2015 года реализуется факультативный курс «Нравственные основы семейной жизни», инициированный к изучению Иваново-Вознесенской епархией и институтом Уполномоченного по правам ребенка. Как и в прошлом году, курс изучается старшеклассниками 46 школ и 12 колледжей из всех 27 муниципалитетов области.

Что думают ребята о курсе «Нравственные основы семейной жизни»?

90% учащихся считают необходимым ввести курс в школьную программу как обязательный. 80% учащихся считают семейные ценности приоритетными в современном мире, признают, что семья – основная часть жизни каждого человека, что без семьи невозможно продолжение рода, нормальные семейные отношения сказываются и на производственных отношениях человека, влияют на творчество и эмоциональное состояние, а для развития общества необходимы счастливые люди.

Высокую оценку содержанию курса «Нравственные основы семейной жизни» дают и педагоги, и родители, и общественность. Мы обсуждали эту тему на нескольких заседаниях комиссии по образованию Общественной палаты Ивановской области. В этой связи позволю себе высказаться еще об одной инициативе федерального министерства образования. Министерство образования и науки Российской Федерации активно предлагает преподавать для учащихся 8-11 классов  дополнительную образовательную программу «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма»  и в течение учебного года еженедельно (а это 33 учебных часа в год) говорить с детьми  о ранней диагностике террористических актов, системно изучать угрозы общественной безопасности, методы предотвращения, нейтрализации и надежного блокирования их деструктивных форм, разрушительных для общества, формировать представления о процессе ведения «информационных» войн и влиянии этого процесса на дестабилизацию социально-политической обстановке в стране.

Убеждена, что государство, общество, школа и ребенок «выиграют» больше, если все старшеклассники будут изучать не основы противодействия распространению идеологии терроризма, а нравственные основы семейной жизни, и будут учиться жить в мире, любви и согласии. Как гласит восточная мудрость, «для уничтожения народа нет необходимости идти на него войной, достаточно уничтожить нравственность этого народа». Хотелось бы, коллеги, услышать Ваше мнение по данному вопросу.

Уважаемые участники Рождественских чтений!

Для воспитания нравственной личности одних школьных уроков недостаточно. Пифагор говорил, что главным в процессе  воспитания человека является «наставить душу к добру и злу». А древнеримский философ Сенека подчеркивал: «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Процитирую и народное изречение: «кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

Формирование «добрых нравов» - одна из важнейших сторон деятельности педагога. Чтобы понять детей, учитель должен постоянно оценивать их поступки в сфере повседневных отношений, общих делах.

Одной из форм воспитания в детях и подростках добронравия является развивающееся в регионе и в России волонтерское движение.

Сегодня в Ивановской области волонтерские объединения созданы во всех образовательных организациях региона и насчитывают в своих рядах более 13 тысяч  добровольцев. Это военно-патриотические, спортивно-патриотические, историко-краеведческие, гражданско-патриотические объединения и клубы.

Основная форма работы этих объединений - организация и проведение добровольческих акций.

Тысячи ребят безвозмездно оказывают помощь ветеранам Великой Отечественной войны, принимают участие во Всероссийских гражданско-патриотических акциях, благоустраивают памятные места и места воинских захоронений.

В прошлом учебном году проведено много массовых акций. Среди них «Письмо Победы», в ходе которой ребята помогали ветеранам в написании и отправлении открыток или писем близким, друзьям, однополчанам по всем регионам России и в другие страны.

Студентами профессиональных колледжей была инициирована акция «Кораблик Победы» в память о советских солдатах, воевавших за освобождение своей Родины от немецких захватчиков во время Великой Отечественной войны: ребята изготовили кораблики, написали на них имена своих родственников, выпускников колледжей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, и спустили их на воду реки Талка около мемориального комплекса «Красная Талка».

Как писал В.Г.Белинский, «неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Педагоги много делают для того, что память о героической истории наших земляков жила в сердцах детей.

Ранним утром 22 июня 2017 года 3,5 тыс.человек приняли участие в акции «Свеча Памяти»–ребята зажигали вместе с ветеранами свечи в память о погибших защитниках Отечества, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений акция, организовали шествие к воинским мемориалам, памятникам, памятным знакам.

Названия других акций добровольцев говорят сами за себя: «Спешите делать добро», «Милосердие», «Жизнь дана на добрые дела», «Ветеран живет рядом», «Свет в окне», «Подарок для ветерана», «Добровольцы  - детям!»,  «Забота», «Соучастие «Весенняя неделя Добра». Реальная помощь престарелым людям,  детям - сиротам, вдовам и ветеранам войны, лицам с ограниченными возможностями здоровья. Все это  – это и есть школа «добрых нравов».

В текущем 2017 году волонтеры приняли участие в более 50 мероприятиях экологической направленности в рамках Года экологии (экологические десанты, субботники по уборке территорий парков, аллей, посадка деревьев, кустарников, изготовление скворечников, устройство бездомных животных в приюты и уход за ними, поиск для животных новых хозяев).

Не могу не упомянуть еще об одном важном воспитательном мероприятии, которое уже традиционно проходит с участием священнослужителей Ивановской Митрополии – это региональная краеведческая олимпиада.

В 2018 году состоится четвертая олимпиада «Моя губерния: вчера, сегодня, завтра» в рамках реализации областного проекта «Путешествие по губернии».  В 2017 году финал олимпиады - защита туристических проектов по муниципалитетам Ивановской области школьников проведена в великолепном Павловском Дворце города Шуя, где стены воспитывают. Пользуясь случаем, хотим отметить, что интерес к православным памятникам, маршрутам со стороны школьников  очень высок. Мы надеемся, что в этом направлении наша совместная работа продолжится в дальнейшем. Тем более, что в 2018 году олимпиада, как и многие другие мероприятия, будет посвящена 100-летию Иваново-Вознесенской губернии.

Уважаемые участники Рождественских чтений!

Возвращаясь к теме нашего форума,  подчеркнем, что от  того, какая система ценностей будет заложена в молодое поколение сегодня, зависит развитие нашего общества завтра («Десятилетие детства»).

Сегодня мы понимаем всю важность и значимость возложенных на систему образования, педагогов задач и доверенной  нам миссии «давать знания, но и воспитывать нравственного человека».

Хочу вспомнить в этой связи слова философа Гегеля: «Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».

Как и что сделать, чтобы  все помыслы и поступки наших воспитанников были нравственными? Думаю, нужно всем нам жить по нравственным правилам и законам, уважать и бережно хранить нравственные, духовные  ценности своего народа, любить свою родину.

Ваше Высокопреосвященство!

В заключение хочу поблагодарить Вас лично и всех священнослужителей Ивановской Митрополии Русской Православной Церкви за активную позицию в вопросе духовно-нравственного, патриотического воспитания школьников, молодежи и педагогов региона, за их поддержку, за сохранение православных святынь Ивановской земли и возможность тысячам ивановцев прикоснуться к дорогим сердцу святыням.

Участникам Чтений хочу пожелать творческого созидательного разговора и принятия   конструктивных решения для дальнейшей совместной работы.


Андрей Дементьев

Мир держится на добрых людях.
Не на агрессии и зле.
И если доброты не будет,
То ничего не будет на земле.
Мир держится на состраданьи,
А не на важности пустой.
И кто-то свет потёмкам дарит,
Чтоб озарить жизнь красотой.
Мир держится на милосердьи,
А не на выгоде и лжи.
Никто из нас не минёт смерти,
А потому добро творить спеши…
Так пусть в нас совесть не убудет,
И правда не сорвётся вниз…
Мир держится на мудрых людях,
Как держится при солнце жизнь.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий